В этой статье поговорим о достаточно известной методике S.M.A.R.T. Она относится к целеполаганию и помогает строить планы на будущее. Название является аббревиатурой пяти английских слов. Кто-то мог заметить, что мы часто используем зарубежные методики. Но разве важно, чьи они, если это действительно работает и приносит хорошие результаты? А ведь именно это нам и нужно!

Итак, рассмотрим, какой должна быть правильная цель с точки зрения S.M.A.R.T.:

  • S (specific) — это значит специфично, конкретно, четко, то есть цель должна быть сформулирована ясно и однозначно.

«Я буду зарабатывать 3 миллиона рублей в месяц личного дохода» — это правильная формулировка, тогда как «мне бы хотелось, чтоб продажи увеличились» — слишком расплывчато.
«Я хочу, чтобы моим клиентам нравилось приходить в мой магазин» — это тоже не четкая цель. Что значит нравиться? Как это замерить? В чем это должно выражаться?
Наши клиенты могут тепло к нам относиться, при этом не факт, что мы увидим какие-то внешние проявления их чувств. Будет ли достигнута в этом случае наша цель? Возможно, это выглядит как излишняя одержимость цифрами, но в бизнесе иначе нельзя.

  • М (measurable) — это как раз измеримость.

Не важно, в чем — в денежных единицах, в мерах длины, веса, объема, в единицах времени и т.д., но любая цель, которую вы ставите, должна быть измерима, иметь четкие критерии, по которым вы оцениваете не только конечный, но и промежуточный результаты.

  • А (achievable) — это значит, что цель должна быть достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов.

Если при текущем обороте в 20 миллионов рублей, вы ставите себе цель увеличить оборот 800 миллионов уже в следующем месяце, но при этом вы и ваши сотрудники четко понимаете, что это невозможно, то эта цель не имеет смысла. И стоит ли тратить силы в попытке ее достичь?
Нужно проводить четкую границу между мечтой и целью.
То есть achievable — это цель достижимая в принципе. Поскольку данный параметр является субъективным понятием, и для одного 800 миллионов оборота в месяц из области фантастики, а для другого дело завтрашнего дня, очень важно адекватно оценивать ситуацию и понимать, что требуется для реализации задуманного, и в наших ли это силах. Весьма показательным в данном случае может быть пример роста ваших конкурентов или компаний из других сфер.

  • R — мы трактуем эту букву как realdesired (Вы также можете встретить reward или relevant).

Цель должна быть очень желанной и значимой. Такой, чтобы вызывала здоровый азарт и побуждала к действию. Предположим, речь идет об увеличении продаж на шесть процентов при изначальном небольшом обороте. Интересно? Да пускай себе идет, как идет, авось да и увеличится сам. А что если мы его удвоим или даже утроим? Вот это уже интересно. Ради этого можно и обучающий курс приобрести, и на перемены решиться.

  • Т (timebound) — это означает, что цель ограничена по времени.

То есть, какого числа, какого месяца, во сколько вы увидите результат и сможете понять, выполнили вы эту цель или не выполнили. Если цель не привязана ко времени, если у действий нет сроков, если в плане нет четких дат, то это бесполезно. Забудьте про эту цель. Привязка цели ко времени — необходимый элемент эффективного целеполагания. Вы поставили себе цель — открыть новую торговую точку. Сразу решайте, когда и называйте точную дату. Да, можно промахнуться со сроками, и в действительности открыть ее на неделю позже, но результат будет достигнут. Если же timebound будет звучать как «открыть в этом году», вы будете все время сдвигать начало активных действий, дальше, еще дальше, пока не опомнитесь в декабре.